Работа в «Юном Умнике»
Первая в жизни работа. Репетитор в образовательном центре.
Статус
Отработал
Время
1 уч. год
Ученики
15
Зарплата
28 000
Основная аудитория для занятий
Группа по "Алгоритмике"
Подарки
Шахматный класс
Игровая
Кухня квартиры
Первая в жизни курочка
Собрался в бассейн
Главная улица города
Новый Год за окном
Отчет по репетиторству за месяц
Электроный отчет за месяц

Проекты приносят мало денег, родители наседают. Ситуация тяжелая. Выход предложил Коля – вновь отправиться на далекий север для того, чтобы завершить учебник, а заодно и устроиться на свою первую работу в местный образовательный центр.

Первая официальная работа, первый опыт в репетиторстве, первый опыт работы с группой, первый опыт проживания на собственные деньги. Это был уникальный учебный год, наполненный впечатлениями, новым опытом, радостями и страданиями.

Область
математика
Действие
просвещение
Форма
репетиторство
информатика
7
Начало
10 августа 2022
Конец
1 июня 2023
1
Подготовка
10.08.2022 – 19.09.2022
2
Мастер-класс по "Геймдизайну"
25.09.2022
3
Алгоритмика — "Геймдизайн"
02.10.2022 – 28.05.2023
4
Репетиторство
03.10.2022 – 31.05.2023
5
Занятие по "Компьютерной грамотности"
08.10.2022
6
Занятие по Python Start
23.11.2022
7
Домашнее задание от Николая
28.04.2023
Хронокарта
янв
фев
мар
апр
май
июн
июл
авг
сен
окт
ноя
дек
2022
2023
1
2
3
4
5
6
4
3
7
Предыстория

Денег со своих проектов практически нет. Родители говорят, что пора бы уже начать нормально зарабатывать. Работа над учебником идет медленно. Такая непростая обстановка сложилась у меня в июне 2022 года.

Примерно тогда же мне позвонил Коля и сделал интересное предложение. Я мог вернуться в Североморск, где он мог бы помогать мне с моим учебником. А чтобы не сосать деньги из родителей, он может дать рекомендацию в крупнейший образовательный центр «Юный Умник».

Соглашаться не очень хотелось, но и не согласиться я не мог. Надо было хоть раз в жизни поработать на настоящей работе. Получить опыт в репетиторстве. В итоге я принял решение хотя бы попробовать.

10 августа - 19 сентября 2022
Подготовка

Когда я сообщил Коле о своем решении, он дал мне контакты директора центра. Она сообщила мне базовую информацию – я буду задействован в двух основных направлениях: репетиторство и Алгоритмика.

Первое это обычная работа с учениками. Кого-то нужно подготовить к экзаменам, кому-то просто подтянуть знания по предмету. К такому типу работы я был более-менее готов.

А вот второе меня довольно сильно удивило. Алгоритмика предоставляет готовые обучающие курсы вместе с личным кабинетом. Преподавателю нужно лишь ознакомитсья с заранее заготовленным планом урока и провести его. Ребята же выполняют задания прямо на сайте.

Однако, чтобы стать преподавателем в Алгоритмике, нужно пройти подготовку. Так как я взял практически все возможные направления, тестов было много. Они не очень сложные, но гуглить приходилось много. Там же я узнал про замечательный визуальный язык программирования для детей под названием «Scratch». Короче, почерпнул много полезной информации.

После прохождения тестирования пришлось записать небольшое видео, в котором я как-бы начинаю мастер-класс для ребят и их родителей. Мы с отцом заморочились и даже подготовили небольшую презентацию специально для этого ролика.

По идее, я должен был еще принять участвие в онлайн вебинаре, где нас бы просили в небольших постановочных ситуациях отработать навыки и правила общения с детьми и их родителями. Я очень сильно волновался. Но что-то у них там не срослось, поэтому в момент, когда сам вебинар должен был начаться, ничего не произошло, а всем на почту пришло письмо с ссылкой на запись такого же вебинара, но прошлого года.

25 сентября 2022
Мастер-класс по "Геймдизайну"

Один из самых волнительных моментов за весь период моей работы в центре. 7 ребят с родителями придут на мастер-класс, на котором я расскажу про себя и про курс. Ничего подобного я в своей жизни еще не делал. Очень волновался.

Но все прошло великолепно! Дети и родители были довольны. Директор центра сначала дала довольно долгую вступительную речь, поэтому мой выход был воспринят ребятами как глоток свежего воздуха. Из 7 человек 6 записались на курс.

2 октября 2022 - 28 мая 2023
Алгоритмика

Основная группа собралась на курс «Геймдизайн». Это дети в 6-7 классах. Всего было 6 человек, из которых до конца добрались 5. Я был немного разочарован, что мне не удалось вести курс по Python, который рассчитан уже на ребят из 9 класса.

Сначала мне удавалось следовать плану занятий, который составила Алгоритмика. Но чем дальше, тем сложнее было это делать. Проблема заключалась в том, что начиная с середины курса методисты запихнули кучу скриптов в занятия, хотя курс называется «Геймдизайн», а не «Программирование в Roblox». Поэтому, чтобы не заставлять ребят заниматься скучной работой по копированию тонны непонятного кода, я либо искал уже готовые альтернативы в Toolbox или же вообще менял тему занятия на более творческую и креативную.

Все это дошло до того, что в последних месяцах я самостоятельно придумывал идеи для игр, а также свои темы для занятий. Прямо приходил за пару часов в центр, садился в отдельном помещении, тестировал идеи и составлял план занятия. Пару раз я проводил что-то вроде масштабных контрольных работ длительностью в пару занятий, на которых ребята самостоятельно продумывали идею мира, его фишки, а потом неспеша все это реализовывали.

Подобный «уход» от прописаного Алгоритмикой плана заставлял меня сильно тревожиться. Если бы кто-то взглянул на статистику ребят через сайт Алгоритмики, то ужаснулся бы, словно мы вместо занятий все время сидим и чем-то другим занимаемся. К счастью, директор заверила меня, что именно я оцениваю результаты ребят, а потому решения о выдаче сертификатов и прочего зависят от меня и нашего центра, а не указа «сверху».

К завершающему занятию надо было распечатать сертификаты на особой фотобумаге. Пришлось научиться определять правильную сторону для печати. Кстати, плотная бумага быстро закончилась и нам с администратором пришлось брать еще одну пачку за свои деньги. Скинулись пополам.

После завершения курса каждому родителю я выслал небольшой отчет о проделанной работе (впечатления о ученике и его сильных сторонах, какие миры он создал за время курса, их скриншоты), а также рекомендации, на какие следующие курсы записаться. Все родители были очень благодарны и довольны результатами.

Такие разные ребята

Это был мой первый опыт работы с группой ребят. У каждого свой характер и к каждому нужен свой ключик, свой подход.

Один быстро схватывает и прогрессирует, имеет творческую жилку. Но при этом часто отвлекается и бесконечными разговорами может отвлекать других.

Второй, напротив, усваивает материал медленно. Причем постепенно он «проваливается в себя» и если его не одергивать и не направлять, он просто начинает играть в своем мире, вместо того, чтобы его дальше развивать.

Третий тоже учится довольно быстро и может мыслить креативно, но сильно избалован и не может заставить себя собраться и создать (и уж тем более закончить) что-нибудь прекрасное.

Особого командного духа у нас не возникло. Но я и не считаю, что он необходим. Больше всего наши занятия походили на кружок по рисованию: дети приходят, работают над своими навыками и воплощают идеи в жизнь.

Занятие по Python Start

С курсом «Python Start 2035» произошла интересная история. Вроде как вести его должен был я, но почему-то в качестве преподавателя поставили другую женщину. Но занималась она из-под моего аккаунта.

И вот однажды из Алгоритмики пришло указание заснять одно из занятий, чтобы убедиться, что оно проходит в соответствии с правилами и нормами. А так как «на бумаге» этот курс вел я, то и занятие на камеру провести тоже сказали мне.

Господи, как же я кайфанул! Дисциплину и порядок поддерживать не надо, ученики более-менее взрослые, тянутся к знаниям, с ними интересно общаться. Очень жаль, что мне не досталось подобной группы на постоянной основе.

Занятие по «Комьютерной грамотности»

Буквально в первый месяц работы перподаватель курса «Компьютерная грамотность» заболела и меня попросили ее подменить. Пришлось согласился, хотя понимал, что будет очень тяжело. Полтора часа пытаться обучить чему-то 10 детей 6-7 лет…

Занятие прошло неплохо, но от напряжения я аж вспотел. Объясняешь что-то одним, другие начинают ерзать, общаться, а некоторые и носиться. И так по кругу. В итоге как уж на сковородке скачешь по аудитории. Встречающие детей мамы смотрели на меня с сочувственной улыбкой.

После этого я попросил больше не давать мне группы с такими маленькими детьми. Не могу я продуктивно с ними работать. Да и не хочу.

3 октября - 31 мая 2023
Репетиторство

Всего за учебный год мне довелось поработать с 10 учениками, из которых до конца прозанимались 7. Изначально я не хотел брать на себя математику 11 класса, но пришлось. Впрочем, постепенно пришлось заниматься и физикой тоже.

Смена парадигмы обучения

До Нового Года я всех учеников пытался обучать «фундаментально». Подробное объяснение темы, вывод правил и свойств, погружение в детали. Такой подход работал с учениками, у которых на носу не было экзаменов.

Однако за пару месяцев стало понятно, что для 9- и 11-классников такой подход неприменим. Им не нравится математика. Им нужно просто как-то ее сдать, без вникания в подробности. Движемся слишком медленно.

Неудовлетворительные результаты меня очень угнетали. Пик негатива пришелся на Новый Год, когда одна ученица из 11 класса ушла к другому репетитору. Расстались мы на позитиве, конечно же, но внутри я понимал, что одна из причин ухода – медленное продвижение вперед.

В отчаянии и смятении я обратился с советом к Коле. Он помог мне перейти от «фундаментального» обучения к «алгоритмическому». Помог принять мысль, что таким ученикам математика не нужна, им нужны быстрые и понятные алгоритмы, как решать задачи на экзамене. Более того, мы совместно составили примерный план подготовки для каждого из учеников.

После такой совместной работы я успокоился в душе. Появилась уверенность, что все более-менее получится. Он спас меня в тот день. И за это я ему очень благодарен.

Впечатления от учеников

Ученики были самыми разными, полный спектр. Именно опыт взаимодействия с разными учениками я считаю одним из самых ценных результатов этой поездки на север.

Были способные, замотивированные. С такими работать одно удовольствие, потому что им не только алгоритмы даешь, но и подробно все объясняешь. Плюс, можно делиться всякими фишками. Задачи с ними решаешь более трудные, потому и сам что-то новое узнаешь.

Но были и полные противоположности. Невероятно ленивые, вечно невыспавшиеся, никогда не делающие домашнее задание. Ты им даешь знания, а они прямо на глазах вываливаются у них из головы. Иногда хочется взять и что-нибудь раздолбать от ощущения бессилия перед ленью. Пару раз даже приходилось повышать голос и жестко настраивать на работу, хотя я и не люблю конфронтации.

Причем при работе с «плохими» учениками ты понимаешь, что им насрать на экзамен, на результат. Не насрать только мне и родителям. И вот так мы совместными усилиями пытаемся вытащить бегемота из болота.

Не все зависит от тебя

Очень много стресса добавлял фактор ответственности. Ведь это мой ученик, и только от меня зависит, сколько баллов он получит на экзамене. Дополнительно стресс подкреплялся синдромом самозванца, так как это был мой первый опыт работы в качестве репетитора.

К счастью, мне удалось частично справиться с этой проблемой под конец учебного года. А получилось это потому что у меня появились ученики, которые начали получать неплохие, а иногда и отличные результаты.

Пришло понимание, что не все зависит от тебя. Хоть ты в лепешку расшибись, но для продуктивной работы и хорошего результата нужна работа как со стороны репетитора, так и со стороны ученика.

Обновление знаний

За этот учебный год я очень сильно качнул школьную математику. Я полностью отработал ОГЭ и практически полностью профильное ЕГЭ, за исключением некоторых задач из второй части.

Очень классно, что я наконец освоил основы геометрии, потому что в ней я сильно плавал. Ну и полезно было вспомнить физику 7 класса: силу Архимеда, рычаги, блоки и энергию. С системами блоков возникли трудности, поэтому даже пришлось подключать Колю. Он тоже объяснил не очень понятно и довольно скоро при самостоятельных попытках все осмыслить ко мне пришло реально клевое объяснение всех этих законов.

Результаты учеников

Сильный ученик по ОГЭ, скоторым мы начали готовиться буквально за полтора месяца до экзамена, получил 5 (24 балла из 31). Слабая ученика по базовому ЕГЭ усердно трудилась, делала и ДЗ по итогу из первоначальной двойки вытянула на 4. Отличный результат. Кстати, именно этот результат окончательно убедил меня, что не все зависит от меня. Важно, чтобы ученик тоже проявлял активность и ответственно относился к делу.

Крутого семиклассника вытянул на пятерки по алгебре, геометрии и физике. С ленивым семиклассником все было гораздо труднее, но я сделал так, чтобы основые формулы и знания в голове у него остались.

Одному из слабых учеников по ОГЭ не хватила одного балла. А второй вообще на связь не выходил. С ученицей по профильному ЕГЭ так же ситуация, про результат свой она не написала.

28 апреля 2023
Домашнее задание от Николая

Связалась со мной адмнистратор и сообщила, что есть возможность быстро подзаработать – решить 15 задач по физике 9 класса. Я хотел сначала отказаться, но потом пересилил себя и согласился. Да и денег под конец месяца не было.

Через пару дней позвонила мама ученицы и сообщила, что им хотелось бы получить 4 по физике в году. А для этого нужно хорошо сделать большое домашнее задание, которое учитель выдает сразу на триместр вперед.

Она прислала мне задачи, я на них мельком глянул и сдуру назвал цену в 800 рублей, да еще и сказал, что сделаю все за вечер. Это были самые тяжелые 800 рублей в моей жизни…

Некоторые задачи были довольно простые, но проблема заключалась в том, что я эти темы совершенно не помнил. Поэтому в срочном порядке пришлось вспоминать оптику, волны и ядерную физику. Но были и довольно хитрые задачи, которые очень плохо гуглились.

Короче, начал я их решать в 19:10, а завершил в 23:43. Почти 5 часов напряженной работы. За 800 рублей.

Уже после отправки работы я решил на всякий случай проконсультироваться по паре вопросов у Коли. И какого же было мое удивление, когда он мне сообщил, что он и есть тот самый школьный учитель, который выдал это ДЗ! Вот уж действительно мир тесен! В угоду спортивному интересу он отказался помогать мне с задачами до выставления финальной оценки.

Момент истины

Уже после выставления оценком мы с ним встретились, чтобы обсудить результаты. Я получил 5/5/4. Причем, если бы не совершенные мной ошибки, ученица уже автоматом получила бы 4. Дальше на протяжении полутора часов я как лев сражался, пытаясь выбить хотя бы по полбалла из каждой ошибки. Это было прекрасно. Спорили, как в старые добрые.

Свою четверку ученика все же получила, вроде. Но это неточно.

Общие впечатления

Впервые в жизни я работаю по строгому графику, взаимодействую с коллегами, согласовываю расписание, поддерживаю контакт с родителями, проверяю и выдаю домашние задания.

Это очень ценный опыт. Были как негативные моменты, так и положительные. Последних гораздо больше. Вообще, мне очень сильно повезло. Коллеги дружелюбные, готовы помочь, скандалов никаких не было. Идеальный опыт первой работы.

Однако, как и в случае с университетом, под конец учебного года приходит понимание, что надо срочно развивать свои проекты, чтобы каждый год не ходить кругами и не повторять одно и то же.

Все мое пребывание на севере можно разбить на 4 больших этапа: знакомство, угасание, возрождение, завершение. Все они сильно отличаются друг от друга по общему состоянию.

Знакомство

Очень волнительный период. Я полон сил, энергичен, все в новинку. Ходил в бассейн, обустраивался в квартире, привыкал к работе в центре, знакомился с учениками. Постепенно эффект новизны пропадал и я стал костенеть, угасать.

Угасание

Время шло, приближался Новый Год. Забросил ходить в бассейн. Опять начал играть в доту. А я все не мог заставить себя хотя бы начать работать над учебником.

Чем дальше, тем хуже мне становилось. Накапливался стресс от ощущения, что я не могу хорошо подготовить учеников, что мы не успеем. Сам на себя злился, из-за того, что не работал над учебником.

У меня настолько не было внутренних сил что-то делать, что я начал целыми сутками смотреть страшные истории на YouTube. Были среди них и простенькие, а были и настоящие шедевры, после которых страшно было засыпать.

Легко догадаться, что десятки страшных и депрессивных историй еще сильнее угнетают психику. Кульминацией стал момент, когда я чуть с ума не сошел, боялся по квартире ходить, в подъезд выходить. Короче, я опустился на самое донное дно.

Возрождение

За неделю до Нового Года мне все же удалось собраться и взяться за дело. К Новому Году выложил первую рабочую версию учебника, весь январь переносил статьи из старых учебников, писал новые, исправлял баги, вновь записался в бассейн. Это был самый продуктивный месяц за весь учебный год. Я был страшно доволен собой.

Завершение

Январь кончился, а вместе с ним кончился и заряд «супер-продуктивности». Постепенно начинался нервный и неспокойный предэкзаменный период. Количество занятий в центре увеличилось. В итоге после работы у меня просто не оставалось внутренних сил делать хоть что-то еще.

Конпенсация общения

Я всегда считал себя человеком довольно нелюдимым, избегающим общения. Так и есть, но вот сутками сидеть в пустой квартире тоже тяжело. Спасение пришло с неожиданной стороны – недостаток общения и внимания я восполнял, участвуя в бесконечных дискуссиях на DTF.

Никогда бы не подумал, что мне проще будет сидеть и общаться в комментах, чем играть в какую-нибудь игру… Возможно, именно DTF помог мне окончательно не сойти с ума в период «Угасания».

Плотоядные голуби

У меня под окном с внешней стороны в стене есть отверстие. И там жили голуби. Зимой из-за холода они пытались проклевать себе путь ближе к моей квартире. Все это довольно жутко и громко звучало, будило по ночам.

В какие-то моменты мне казалось, что еще чуть-чуть и они прогрызутся внутрь. К счастью, в стене, видимо, была какая-то перегородка, через которую они не могли пробиться.

Чего я только не слышал: рождение птенцов, прилеты и отлеты их родителей, трапезы. Один раз судя по звукам там вообще кого-то сожрали (может, ворона прилетела).

В конце концов я настолько привык к этим звукам, что перестал их замечать. А ближе к лету на улице стало сильно теплее и звуки заметно поубавились.