Всего за учебный год мне довелось поработать с 10 учениками, из которых до конца прозанимались 7.
Изначально я не хотел брать на себя математику 11 класса, но пришлось.
Впрочем, постепенно пришлось заниматься и физикой тоже.
Смена парадигмы обучения
До Нового Года я всех учеников пытался обучать «фундаментально».
Подробное объяснение темы, вывод правил и свойств, погружение в детали.
Такой подход работал с учениками, у которых на носу не было экзаменов.
Однако за пару месяцев стало понятно, что для 9- и 11-классников такой подход неприменим.
Им не нравится математика.
Им нужно просто как-то ее сдать, без вникания в подробности.
Движемся слишком медленно.
Неудовлетворительные результаты меня очень угнетали.
Пик негатива пришелся на Новый Год, когда одна ученица из 11 класса ушла к другому репетитору.
Расстались мы на позитиве, конечно же, но внутри я понимал, что одна из причин ухода – медленное продвижение вперед.
В отчаянии и смятении я обратился с советом к Коле.
Он помог мне перейти от «фундаментального» обучения к «алгоритмическому».
Помог принять мысль, что таким ученикам математика не нужна, им нужны быстрые и понятные алгоритмы, как решать задачи на экзамене.
Более того, мы совместно составили примерный план подготовки для каждого из учеников.
После такой совместной работы я успокоился в душе.
Появилась уверенность, что все более-менее получится.
Он спас меня в тот день.
И за это я ему очень благодарен.
Впечатления от учеников
Ученики были самыми разными, полный спектр.
Именно опыт взаимодействия с разными учениками я считаю одним из самых ценных результатов этой поездки на север.
Были способные, замотивированные.
С такими работать одно удовольствие, потому что им не только алгоритмы даешь, но и подробно все объясняешь.
Плюс, можно делиться всякими фишками.
Задачи с ними решаешь более трудные, потому и сам что-то новое узнаешь.
Но были и полные противоположности.
Невероятно ленивые, вечно невыспавшиеся, никогда не делающие домашнее задание.
Ты им даешь знания, а они прямо на глазах вываливаются у них из головы.
Иногда хочется взять и что-нибудь раздолбать от ощущения бессилия перед ленью.
Пару раз даже приходилось повышать голос и жестко настраивать на работу, хотя я и не люблю конфронтации.
Причем при работе с «плохими» учениками ты понимаешь, что им насрать на экзамен, на результат.
Не насрать только мне и родителям.
И вот так мы совместными усилиями пытаемся вытащить бегемота из болота.
Не все зависит от тебя
Очень много стресса добавлял фактор ответственности.
Ведь это мой ученик, и только от меня зависит, сколько баллов он получит на экзамене.
Дополнительно стресс подкреплялся синдромом самозванца, так как это был мой первый опыт работы в качестве репетитора.
К счастью, мне удалось частично справиться с этой проблемой под конец учебного года.
А получилось это потому что у меня появились ученики, которые начали получать неплохие, а иногда и отличные результаты.
Пришло понимание, что не все зависит от тебя.
Хоть ты в лепешку расшибись, но для продуктивной работы и хорошего результата нужна работа как со стороны репетитора, так и со стороны ученика.
Обновление знаний
За этот учебный год я очень сильно качнул школьную математику.
Я полностью отработал ОГЭ и практически полностью профильное ЕГЭ, за исключением некоторых задач из второй части.
Очень классно, что я наконец освоил основы геометрии, потому что в ней я сильно плавал.
Ну и полезно было вспомнить физику 7 класса: силу Архимеда, рычаги, блоки и энергию.
С системами блоков возникли трудности, поэтому даже пришлось подключать Колю.
Он тоже объяснил не очень понятно и довольно скоро при самостоятельных попытках все осмыслить ко мне пришло реально клевое объяснение всех этих законов.
Результаты учеников
Сильный ученик по ОГЭ, скоторым мы начали готовиться буквально за полтора месяца до экзамена, получил 5 (24 балла из 31).
Слабая ученика по базовому ЕГЭ усердно трудилась, делала и ДЗ по итогу из первоначальной двойки вытянула на 4.
Отличный результат.
Кстати, именно этот результат окончательно убедил меня, что не все зависит от меня.
Важно, чтобы ученик тоже проявлял активность и ответственно относился к делу.
Крутого семиклассника вытянул на пятерки по алгебре, геометрии и физике.
С ленивым семиклассником все было гораздо труднее, но я сделал так, чтобы основые формулы и знания в голове у него остались.
Одному из слабых учеников по ОГЭ не хватила одного балла.
А второй вообще на связь не выходил.
С ученицей по профильному ЕГЭ так же ситуация, про результат свой она не написала.